Сегодня: 21.09.2017

Меню

Баннер
Официальные правовые ресурсы сети Интернет
Баннер
Официальный сайт Правительства Российской Федерации
Баннер
Баннер

Электронная газета

Свердловского РО АЮР, Совета судей Свердловской области, Свердловской областной гильдии адвокатов
Экономико-правовой журнал
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
О разработке правовой базы для функционирования суда Евразийского экономического сообщества, разработке Основного налогового и Основ бюджетного законодательства ЕваАзЭС в интервью с профессором УрГЮА Даниилом Винницким PDF Печать E-mail
05.06.2012 10:00

 

    7-8 июня 2012 года в Екатеринбурге начнет свою работу Европейско-Азиатский правовой конгресс. О работе экспертной группы, занимающейся вопросами правового обеспечения межгосударственного партнерства и интеграции в сфере экономики, финансов, налогообложения и таможенных отношений,  рассказал Даниил Владимирович.

 Даниил Владимировичв 2011 году лейтмотивом работы конгресса были правовые инновации. Скажите, пожалуйста, какие правовые документы были разработаны Вашей экспертной группой и какое они получили дальнейшее развитие?

- В рамках предыдущей сессии ЕАПК мы работали по нескольким направлениям. По двум наиболее значимым есть определенные результаты,  которые уже, несомненно, можно обсуждать.

Первое направление связано с систематизацией практики заключения и интерпретации международных налоговых договоров Российской Федерации. На момент углубленной разработки этой тематики в Российской Федерации уже было подписано 86 таких договоров, 77 из них ратифицированы. Была принята новая модельная налоговая конвенция Российской Федерации, которая должна была определить, какой будет уточненная международная налоговая политика нашего государства.

 В чем важность этих вопросов?

- В современных условиях ни международная торговля, ни международные инвестиции в трансграничных ситуациях (т.е. ситуациях, включающих юрисдикции нескольких государств), в принципе невозможны, если не решаются вопросы устранения двойного налогообложения, т.к. удвоение налогообложения изначально перекрывает любую рентабельность проектов, или почти любую, и делает невозможным международное сотрудничество. Особое внимание этой проблеме уделяется и на глобальном уровне, и на уровне Российской Федерации.

Наша работа была сконцентрирована на том, чтобы проанализировать весь накопившийся массив международных договоров Российской Федерации с точки зрения единой логики, которая должна быть в них выражена, не только экономической, но и правовой. Например, если та или иная правовая позиция, концепция,  которая  заложена в международном договоре, не обеспечивается внутренним законодательством,  то полномочия, которые предоставлены Российской Федерации международным договором, оказываются  без необходимых механизмов, обеспечивающих их реальное действие. Это нарушает и права налогоплательщиков, в том числе в рамках их деятельности в зарубежных юрисдикциях, и создает множество иных проблем.

Мы провели большую работу. В частности, нами был выигран конкурс по подготовке соответствующих документов по заказу Управления делами Президента и Аппарата Правительства Российской Федерации. Анализ, который мы провели  на базе Евразийского научно-исследовательского центра сравнительного международного финансового права, позволил получить общее видение той ситуации, которую мы имеем на текущий момент. Было предложено значительное число рекомендаций, касающихся всех разновидностей трансграничных доходов, регламентированных этой конвенцией. Я не буду перечислять все из них. Но я замечу, что те шаги, которые предлагаются различными специалистами (в том числе из нашей экспертной группы), уже реализованы на практике - есть изменения в договорной международной политике, которая сейчас осуществляется в Российской Федерации. Свидетельством этого является заключение дополнительных протоколов к международным соглашениям с Кипром, Швейцарией, Люксембургом.

 Почему это важно, и почему была начата работа, именно с этих юрисдикций?

- Они активно используются в современной международной практике для осуществления различных схем налогового планирования. Часто инвестиции в Российскую Федерацию приходят не напрямую, а с использованием, в том числе, этих международных юрисдикций. Поэтому очень важно укрепление международной правовой политики в части введения в договор предписаний, которые обозначаются таким англоязычным понятием, как Limitation of benefits, иначе говоря - ограничение выгод по налоговому договору. Таким образом, создаются препятствия для того, чтобы учреждать промежуточные компании, которые бы не осуществляли реальную деятельность, но использовались как способ войти в юрисдикцию под флагом благоприятного международного договора, что иногда неприемлемо для соответствующего государства.

Второе направление связано с разработкой правовой базы для функционирования суда Евразийского экономического сообщества. Сейчас обсуждается много проектов, которые связаны с функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства. Но юристы отчетливо понимают, что реальное функционирование этих институтов  не будет эффективным, если оно не будет обеспечиваться работой независимого суда, который наделен исключительными полномочиями осуществлять интерпретацию этих соглашений. Иначе говоря важно обеспечить универсальность толкования договора, а не идти таким путем, что каждое из государств-членов предлагало бы свое видение того, о чем же они договорились, подписав соответствующее соглашение.

Другой момент – обеспечить право хозяйствующих субъектов напрямую обращаться в Суд ЕврАзЭС либо посредством обращений национальных судов.

Эти предложения многократно нами обосновывались на протяжении работы экспертной группы и в предыдущие годы. Некоторые из этих предложений уже реализованы. Более детально мы обосновали и изложили их в рамках подготовки наших рекомендаций по заказу Министерства экономического развития Российской Федерации. И сейчас вновь сформированный Суд  ЕврАзЭС получил в составе своей компетенции полномочия рассматривать отдельные дела по обращению хозяйствующих субъектов.

Ждет своей реализации проект другого международного договора, который мы также  предложили. Он связан с возможностью национальных судов в случае необходимости применения международного соглашения в рамках Таможенного союза, когда его смысл не однозначен, обратиться за предварительным разъяснением в суд ЕврАзЭС. Это дополнительная гарантия, которая, в первую очередь, сейчас требуется для единообразного толкования в сфере регулирования налоговых и таможенных отношений.

 Какие аспекты Вы будете прорабатывать в этом направлении?

- Те два направления, о результатах которых я говорил, они не устранены из повестки нашей работы. По ним работа будет продолжаться, поскольку это проблемы, с которыми постоянно сталкиваются и хозяйствующие субъекты, и ученые с точки зрения разрешения каких-то доктринальных вопросов. Еще два дополнительных направления работы  требуют отдельного внимания именно в рамках этой сессии:  разработка Основного налогового законодательства Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и Основ бюджетного законодательства ЕврАзЭС.

Не секрет, что общая международная договорная база, которая создана сейчас для Казахстана, Белоруссии, Российской Федерации, и заключенные между ними договоры предполагают принятие определенных документов фундаментального характера, которые называются Основы законодательства. Здесь речь идет о создании не какого-то национального документа, а о заключении специфического международного договора (но по особой процедуре), который призван скоординировать общие подходы тех стран, которые вовлекаются в работу по этому направлению.

 В чем практическое значение этой работы?

- Речь идет о разработке комплекса норм, которые бы противодействовали введению на национальном уровне каких-либо дискриминационных положений налогового характера, которые бы препятствовали осуществлению трансграничной торговли, инвестиций. Так в юрисдикции Белоруссии и Российской Федерации существуют некоторые ставки, которые применяются либо по резидентскому критерию, либо даже по критерию относимости товара или услуги к той или иной юрисдикции (т.е. критерию места происхождения). Например, некоторые специальные ставки в отношении алмазов установлены на белорусском рынке (если они происходят из юрисдикции Российской Федерации). В Российской Федерации по-разному, как известно, применяется ставка по подоходному налогу, в зависимости от того, является ли лицо резидентом или нерезидентом.

Все это вопросы, которые в некоторых ситуациях могут создавать условия для дискриминации граждан и хозяйствующих субъектов.

Что касается основ бюджетного законодательства. Проблема, в первую очередь, связана с разработкой подходов к формированию единой бюджетной классификации. Мы знаем, что происходило не так давно в Европейском союзе, финансовый кризис в Греции. Государства в течение 50 лет плотно  сотрудничали друг с другом, оказывали различную финансовую помощь, но не смогли адекватно оценить финансовую состоятельность своего партнера и его реальное экономическое положение.

Финансовый кризис в Греции наглядно демонстрирует, насколько необходимо выстраивая какие-то совместные планы в сфере экономики, совместные государственные и международные проекты, на берегу договариваться об общих подходах к регулировании бюджетных отношений (в том числе в рамках ЕврАзЭС). В небольшой части эти вопросы уже косвенно регулируются правовой базой Таможенного союза и ВТО.

Итак, по нашему мнению, важно уделить внимание общим подходам к группировке доходов/расходов, источников финансирования дефицитов бюджета, которые должны единообразно трактоваться во всех государствах, приступающих к реализации тех или иных совместных интеграционных проектов. Предлагаемые нами проекты по разработке единых подходов к формированию бюджетной классификации государств-членов ЕврАзЭС, которые могут быть закреплены в основах бюджетного законодательства, будут важным предохранительным механизмом, который позволит в дальнейшем не столкнуться вовлеченным правительствам государств-членов с теми непредсказуемыми последствиями финансового кризиса, которые могут иметь место тогда, когда хотя бы одно из государств - член той или иной интеграционной организации ведет не вполне обдуманную и взвешенную финансовую политику.

 В целом как Вы оцениваете итоги деятельности Таможенного союза на сегодняшний момент? Насколько благотворно его создание для экономики?

- Здесь можно применять различные критерии оценки. С точки зрения экономических последствий нам сложно судить. Свои выводы должны аргументировать и представлять специалисты в сфере экономики. Вместе с тем нельзя не признать того, что в настоящее время торгово-экономический оборот государств-членов Сообщества возрастает, возрастает существенно и достаточно хорошими темпами. Для крупного бизнеса создаются реальные условия для снижения издержек по администрированию тех или иных внешнеэкономических контрактов.

Если мы будем оценивать реализацию проекта Таможенного союза сугубо с правовой точки зрения, то каких-либо неустранимых правовых проблем в правоприменительной практике не возникло. Мы можем проанализировать практику арбитражных судов Российской Федерации. Она показывает, что вопросы, связанные с возмещением НДС при осуществлении трансграничной торговли в рамках Таможенного союза, не носят такой критический характер. И компетентные органы договаривающихся государств стремятся разрешить эти вопросы на практике по мере возникновения. Однако надо учитывать, что правовая база, которая сейчас сложилась, и в том числе обусловлена устранением таможенного контроля на границе и взиманием НДС при экспорте/импорте в рамках Таможенного союза налоговыми органами, не безупречна. В соответствии с имеющимися протоколами к соглашению по косвенным налогам от 25 января 2008 года, требуется предоставление значительного объема документов для того, чтобы подтвердить право на вычет НДС.  Здесь есть существенный потенциал для того, чтобы снизить административные преграды при реализации этих налоговых правомочий налогоплательщиков путем повышения степени эффективности механизмов информационного обмена между налоговыми органами. Когда принцип одного окна будет действовать не только в рамках юрисдикции того или иного государства, но и в рамках Таможенного союза в целом, предоставление налоговой декларации в Российской Федерации одновременно будет позволять сделать вывод об осуществлении тех или иных операций и их последствиях в рамках международной торговой сделки, которая была совершена в дальнейшем с тем же самым товаром.

Резюмируя в целом, можно сказать, что несмотря на то, что проект Таможенного союза безусловно доказал свою состоятельность на текущем этапе, остается много серьезных вопросов, которые требуют дальнейшей работы, в том числе в рамках работы экспертных групп Европейско-Азиатского правового конгресса.

 

Андреева Татьяна,

пресс-секретарь Европейско-Азиатского правового конгресса,

пресс-секретарь Свердловского РО АЮР

Обновлено 16.04.2013 15:12
 

Важное

Изменение порядка уплаты членских взносов

Уважаемые коллеги!

В связи с измнением порядка уплаты членских взносов, просим вас производить их уплату на сайте Ассоциации юристов России

Читать дальше...

 

Ежегодный конкурс лучших проектов региональных отделений Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в ежегодном конкурсе лучших проектов региональных отделений Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»

 

Положение о конкурсе

 

Читать дальше...

 
 

Открытый конкурс по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям

   В настоящее время проходит открытый конкурс по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям. Гранты предоставляются на осуществление проектов в области защиты прав и свобод человека и гражданина, включая развитие общественной активности в этой сфере и реализацию проектов в области гражданского образования.

Читать дальше...


 

Проект ФЗ "Об общественном контроле в Российской Федерации"

Уважаемые коллеги!

В соответствии с частью "а" ст. 5 Указа Президента РФ "О национальном плане противодействия коррупции на 2012 и 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" №297 от 13 марта 2012 года подготовлен проект ФЗ "Об общественном контроле в Российской Федерации"

Читать дальше...


 

Арбитражный суд Свердловской области приглашает принять участие в рассмотрение особо сложных дел с участием арбитражных заседателей.

Арбитражным процессуальным колексом Российской Федерации предусмотрена возможность рассмотрения особо сложных дел с участием арбитражных заседателей.

Читать дальше...


 

Мемориалу "Черный тюльпан" нужна помощь

    Свердловское региональное отделение Ассоциации юристов России, Правление Свердловской областной организации имени Героя Советского Союза Исламова Ю.В. Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» обращается ко всем неравнодушным к памяти погибших при выполнении боевых задач в Афганистане и Чеченской республике с просьбой помочь в ремонте и реконструкции мемориала «Черный тюльпан».

    Читать дальше

   

   

   

Читать дальше...


 

Организация личного приема граждан членами Свердловского регионального отделения Ассоциации юристов России в приемных Президента Российской Федерации.

     Свердловское региональное отделение Ассоциации юристов России рассматривает вопрос об организации совместной работы с приемными Президента Российской Федерации по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам.

      Юристов, готовых принять участие в правовом консультировании граждан, организованном на базе приемных Президента Российской Федерации, просим направить заявки в аппарат Отделения.

Читать дальше...


 
Баннер

Правовая помощь

Баннер

Ответы на вопросы

Баннер