Сегодня: 21.09.2017

Меню

Баннер
Официальные правовые ресурсы сети Интернет
Баннер
Официальный сайт Правительства Российской Федерации
Баннер
Баннер

Электронная газета

Свердловского РО АЮР, Совета судей Свердловской области, Свердловской областной гильдии адвокатов
Экономико-правовой журнал
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Криминологическая экспертиза- помеха на пути беззакония и некачественного правотворчества PDF Печать E-mail
04.06.2012 11:29

 

    7-8 июня 2012 года в Екатеринбурге начнет свою работу Европейско-Азиатский правовой конгресс. Участники одной из экспертных групп поднимут проблемы криминологической экспертизы евразийской транспортной системы. Какие разработки предлагают эксперты группы, насколько серьезна обстановка в этой области мы попросили рассказать руководителя группы Ивана Яковлевича Козаченко, заведующего кафедрой уголовного права Уральской государственной юридической академии, доктора юридических наук, профессора,  заслуженного деятеля науки РФ. 

Иван Яковлевич, прошлая сессия конгресса прошла под лейтмотивом правовых инноваций. Скажите, пожалуйста, что из тех инноваций, в разработке которых Вы принимали участие, получили дальнейшее развитие в течение последнего года? 

- Это очень хороший вопрос. И как бы предугадывая, что он будет, я специально с собой взял такую старенькую-старенькую выдержку из журнала «Государство и право» 2002 года. Здесь два известных ученых-юриста, профессора С.В. Бородин и В.В Лунеев опубликовали крик своей души о том, что необходимо принятие федерального закона о криминологической экспертизе законов и иных правовых актов. С 2002 года два проекта федерального закона о криминологической экспертизе нормативных актов не принимаются. И я подозреваю, что здесь, помимо объективных факторов, субъективный фактор. Чиновники бояться, что любая качественная криминологическая экспертиза, которой подвергнется проект закона, выявит не только пробелы, но и коррупционные слагаемые. Поскольку этот закон упорно не принимается, мы заняли не выжидательную, а наступательную позицию. Мы разработали программу, она так и называется Криминологическая экспертиза, по которой решили подготовить большую категорию специалистов – студентов, которые по выходу из стен академии могут прекрасно работать на высоком профессиональном уровне, занимаясь криминологическими экспертизами различных нормативных актов.

Что касается проблематики предстоящего летнего конгресса, бесспорно, нас волнует вопрос, прежде всего, безопасности евразийской транспортной системы. Почему именно безопасность? Потому что евразийская транспортная система – это очень многоуровневый, многослойный, очень противоречивый и многофункциональный механизм, который постоянно находится в движении. Чтобы обеспечить ее безопасность, надо проводить постоянно криминологическую экспертизу, то есть оценку всего спектра криминальных рисков и угроз.

Для нас сейчас вырисовывается 4 блока проблем, связанных с безопасностью. Ну, прежде всего, безопасная работа транспортной системы как таковой. Это новейшие достижения, технологии, которые будут способствовать тому, что евразийская транспортная система будет работать бесперебойно и в безопасных условиях.

Во-вторых, здесь нужно иметь в виду, что евразийская транспортная система будет все время совершенствоваться или, по крайней мере, корректироваться с учетом достижений отдельных государств или целого блока государств, которые будут задействованы в этом регионе или в этом территориальном образовании.

Сейчас идет разговор о том, что постепенно крупные города, в частности Екатеринбург, Москва и Санкт-Петербург, будут вводить систему скоростных перевозок пассажиров. Скоростная проблема или проблема скорости порождает очень много вопросов, без отработки которых говорить о реальном воплощении этого проекта несколько преждевременно. Чем выше скорость продвижения, тем больше проблем, которые связаны с безопасностью не только самого транспортного средства. Здесь нужно брать во внимание такие факторы, как террористические целевые установки. Они ведь как раз бьют по слабо защищенным звеньям. Это детские сады, школы, больницы и скоростные конструкции, которые объединяют людей на какой-то промежуток времени. Люди становятся заложниками. Относительно разработки новейших систем в городе Екатеринбурге, мы готовы сказать свое профессиональное слово.

  

Можно какой-то пример привести для понимания тем, кто не юрист?

- Пример из другой области, чтобы было понятно. Очень много сейчас споров, и даже ссор, и даже схваток по поводу точечной застройки. Например,  ломают ЦУМ. Кто-то говорит: хорошо, кто-то говорит: плохо, кто-то говорит: ради чего, кто-то говорит: ради того то. В чем мы видим нашу беду? Застройка любого здания на какой-либо территории, которая уже заселена, бесспорно, связана со многими вопросами, в том числе не только нравственными, не только моральными, но и правовыми. И есть акты, которыми сотрясают застройщики, говоря, что у них все, с точки зрения закона, разрешено, и документы есть. Противодействующая сторона говорит: у нас есть документы обратного типа.

Мы видим свою задачу в том, чтобы все просчитать и выдать заинтересованным лицам заключение: что в этом районе постройка такого-то дома с заселением, скажем, десятков и сотен человек нецелесообразна. Почему? Потому что это отрицательно повлиять на криминогенную обстановку. Можно производить застройку, но нужно учитывать комплекс проблем. Вы не только дом возводите, а возводите все социокультурные помещения, здания, которые необходимы: детский садик, школа, досуговые, спортивные учреждения и т.д.

 

У нас в последние годы достаточно часто эксперты говорят о том, что действующий Уголовный кодекс устарел. Ваше мнение как специалиста в этой сфере?

- Это больной вопрос для меня. Уголовный кодекс не устарел. Он изнахрачен так, что там живого места не осталось. Весь кодекс на 90 процентов просто изменился. Ладно бы он изменился в лучшую сторону, стал бы более компактным, более взаимосвязанным, статьи со статьями, разделы с разделами. Но ведь там что творится! Трудно сказать. Иногда в пределах одной статьи противоречия. Наш Уголовный кодекс больной и безнадежный. Он родился ведь досрочно, его не доносили. Канадцы 30 лет писали кодекс. 30 лет! Спокойно. Зато открываешь кодекс, а там записаны такие слова: «Мы собрались (мы – законодатели), чтобы создать кодекс уголовный, который должен стать достоянием народа». Найдете ли вы у нас такие строчки даже в Конституции? Нет. А у них это в кодексе! Потому что бережно сохранили все, что  было. Старое, старое, но сегодня работает. 

Такие массивные знаковые законы, как кодекс, не применяются ни в одной нормальной стране в неспокойное время, в неустоявшиеся политические, экономические, нравственные устои. Кодекс принимать надо в спокойной стабильной обстановке. Тогда будет все продуманно. И потом надо приглашать специалистов составлять законы.

 

Сейчас у нас в стране этой экспертизы вообще не существует?

-Она проводится стихийно.

Т.е. от случая к случаю?

- Да, от случая к случаю.

 

Вы бы хотели, чтобы это все было централизовано, на постоянной основе?

- Конечно. Ведь люди, которые болеют душой за лучшее, за процветание нашей страны, они заинтересованы, в том, чтобы это было. Нам говорят, что это дополнительные затраты. Нет, это дополнительная помеха на пути беззакония и некачественного правотворчества.

Если касаться проблемы транспортной системы. Это настолько обширная сфера. Она втягивает неисчислимую массу населения, людей. И вот это, иногда непредсказуемое, а иногда предсказуемое скопление людей в определенном месте, при определенных обстоятельствах можно использовать как угодно во многих случаях. И в качестве натравливания для решения каких-то политических сиюминутных вопросов.

Во-вторых, когда люди находятся в таком состоянии, они, по сути дела, заложники своего рода. Последствия непредсказуемые. Террористы могут использовать такие скопления: пусть это будет движущийся поезд, самолет, вокзал или еще какое-то сооружение, - это очень уязвимые места. Я думаю, что одна экспертиза криминологическая не может дать ответы: как может повести себя толпа. Она чем опасна? Она непредсказуема в своем поведении. Склонить ее к чему-то очень легко. Люди в таком случае всегда эмоционально напряжены, и любая команда, условно говоря «фас», может их спровоцировать на любой шаг. Это тоже надо просчитывать. Скопления людей, проживающих в одном и том же месте, причем с разных территорий, с разным уровнем жизненного уклада, с различным мировоззрением. Это надо учитывать. Соблюдать нормы. У нас ведь нормы не соблюдаются очень многие: и плотности заселения, и плотности застройки, и плотности движения, и плотности скопления людей на тех же вокзалах, расторопной работы, кассовых аппаратов или кассиров, или пропускной системы. Это все создает дополнительные трудности.

А если речь вести о  евразийской, межгосударственной системе, то должен быть механизм настолько отлажен в каждом государстве, участвующем в этом проекте, чтобы не было вот этих переходов. Или должны быть переходные, буферные зоны, которые должны снимать это напряжение. Опасность часто возникает при изменении вида транспортного средства: с воздушного на железнодорожный, с железнодорожного на автомобильный, и наоборот. Потом по территориям различные правовые режимы, пограничные зоны, другое государство, там другие правила, может быть. Поэтому унификация вот этого законодательства, проекты этих законов должны проходить межгосударственную криминологическую экспертизу, бесспорно. И тут уже надо приглашать специалистов из заинтересованных сторон.

  

Иван Яковлевич, перечислите основные вопросы и направления, которые будут обсуждать эксперты?

Начну вот с чего. Многие командиры и экипажи при посадке жалуются на то, что их ослепляют лазерными лучами. Проблема есть? Есть. Уголовный кодекс молчит. Этой проблемы для него не существует. Надо ее обсуждать? Бесспорно, надо. С активизацией межгосударственных связей эта проблема может вырасти в более серьезную. Это не шалость. Эксперты предлагают внести дополнение в Уголовный кодекс.

Второе. У нас участились случаи в сфере автомобильного транспорта, когда владелец транспортного средства предоставляет управление этим транспортным средством человеку либо находящемуся в состоянии опьянения, либо в силу усталости или недомогания не в состоянии управлять транспортным средством. У нас ответственность такая, знаете. Пальчиком можно погрозить! Надо обсуждать, проблема есть. Необходимо запрещать отдавать средство транспортное при определенных обстоятельствах.

Далее, есть такая статья 270 УК РФ, где речь идет о том, что при катастрофе, когда тонет корабль или иная какая-то катастрофа, вот скажем, такая как была у нас на Волге, капитан судна не оказывает помощь. И за это поплатилась часть капитанов. Но есть ситуация, когда капитана найти невозможно, хотя судно есть, и оно плавающее. Например, транспортное маломерное судно, где на судне один человек. Он и капитан, он и команда, он и матрос, он и шкипер, он и кок, и все, что угодно. Но командиром его назвать нельзя, приравнять к тем, кто имеется в виду в этой статье, потому что он не отвечает требованиям командира судна. Нет команды. Вот эту проблему, я думаю, надо решать, и мы будем обсуждать, что и как надо изменить в статье 270 УК РФ. Есть и другие предложения экспертов по внесению изменений в УК РФ, которые будем обсуждать.

У нас очень много появилось транспортных средств: морские, речные, даже воздушные, которые находятся в личной собственности граждан. А вот правовой режим пока не прописан.

Криминологическая экспертиза может быть не только нормативно-правовых актов, поэтому будем оценивать саму транспортную систему, разные ее элементы. Смотрите, что твориться на железной дороге! Вы проходили центральный вход? Там стоят дуги. Работник милиции спиной стоит к вам. И вы заходите, там все гудит, там все трещит. И хоть бы хны. Для чего, спрашивается, эти миллионы и миллиарды улетели. Так же на автовокзале. Значит надо оценивать принимаемые меры до их внедрения, в момент принятия решений.

Мы работаем в системе учебных заведений и должны заботиться о безопасности учреждений образовательного характера.

Я думаю, что вопросы, которые я обозначил, это только часть айсберга, которая наверху. Под водой еще много проблем.

 

Чтобы Вы пожелали нашим юристам?

- Когда меня спрашивают: вот все говорят плохо, плохо,  житуха такая, и что мы можем в этом плане сделать? Я всегда отвечаю: на своем участке добросовестно выполняйте свои обязанности и больше ничего. И если представить мысленно, что все выполняют добросовестно, рай на земле ведь, рай.

 

Татьяна Андреева,

пресс-секретарь Европейско-Азиатского правового конгресса,

пресс-секретарь Свердловского РО АЮР

 

 

 

 

 

 

 

Обновлено 16.04.2013 15:13
 

Важное

Изменение порядка уплаты членских взносов

Уважаемые коллеги!

В связи с измнением порядка уплаты членских взносов, просим вас производить их уплату на сайте Ассоциации юристов России

Читать дальше...

 

Ежегодный конкурс лучших проектов региональных отделений Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в ежегодном конкурсе лучших проектов региональных отделений Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»

 

Положение о конкурсе

 

Читать дальше...

 
 

Открытый конкурс по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям

   В настоящее время проходит открытый конкурс по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям. Гранты предоставляются на осуществление проектов в области защиты прав и свобод человека и гражданина, включая развитие общественной активности в этой сфере и реализацию проектов в области гражданского образования.

Читать дальше...


 

Проект ФЗ "Об общественном контроле в Российской Федерации"

Уважаемые коллеги!

В соответствии с частью "а" ст. 5 Указа Президента РФ "О национальном плане противодействия коррупции на 2012 и 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" №297 от 13 марта 2012 года подготовлен проект ФЗ "Об общественном контроле в Российской Федерации"

Читать дальше...


 

Арбитражный суд Свердловской области приглашает принять участие в рассмотрение особо сложных дел с участием арбитражных заседателей.

Арбитражным процессуальным колексом Российской Федерации предусмотрена возможность рассмотрения особо сложных дел с участием арбитражных заседателей.

Читать дальше...


 

Мемориалу "Черный тюльпан" нужна помощь

    Свердловское региональное отделение Ассоциации юристов России, Правление Свердловской областной организации имени Героя Советского Союза Исламова Ю.В. Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» обращается ко всем неравнодушным к памяти погибших при выполнении боевых задач в Афганистане и Чеченской республике с просьбой помочь в ремонте и реконструкции мемориала «Черный тюльпан».

    Читать дальше

   

   

   

Читать дальше...


 

Организация личного приема граждан членами Свердловского регионального отделения Ассоциации юристов России в приемных Президента Российской Федерации.

     Свердловское региональное отделение Ассоциации юристов России рассматривает вопрос об организации совместной работы с приемными Президента Российской Федерации по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам.

      Юристов, готовых принять участие в правовом консультировании граждан, организованном на базе приемных Президента Российской Федерации, просим направить заявки в аппарат Отделения.

Читать дальше...


 
Баннер

Правовая помощь

Баннер

Ответы на вопросы

Баннер