Сегодня: 14.12.2016

Меню

Баннер
Официальные правовые ресурсы сети Интернет
Баннер
Официальный сайт Правительства Российской Федерации
Баннер
Баннер

Электронная газета

Свердловского РО АЮР, Совета судей Свердловской области, Свердловской областной гильдии адвокатов
Экономико-правовой журнал
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Ответы Председателя Ассоциации юристов России П. В. Крашенинникова на вопросы Интернет-портала БН.ру PDF Печать E-mail
11.09.2010 11:20

      1. С какой целью создавался законопроект «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»? Какие задачи должен он решить?

     Законопроект разработан в целях создания правовых условий для развития в Российской Федерации альтернативных (неюрисдикционных) способов урегулирования споров при участии независимых лиц – медиаторов, осуществляющих свою деятельность в том числе профессионально, а также в целях снижения нагрузки на судебную систему РФ. Основная цель законопроекта создание эффективного механизма правового регулирования отношений по разрешению споров без обращения в суд. В числе задач законопроекта можно выделить:
   1) определение понятия «процедура медиации» как способа урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения сторонами спора взаимоприемлемого решения. В этом смысле процедура медиации является альтернативой судебному или административному разбирательству;
   2) определение сферы применения процедуры медиации;
   3) установление юридических последствий использования сторонами спора процедуры медиации; 4) создание правовой базы для деятельности медиаторов.

     2. Почему создание этого закона возникло именно сейчас?

     Необходимость принятия закона возникла давно. Ранее в Государственную Думу вносились проекты о медиации, по ним были высказаны существенные замечания, которые учтены во внесенном  Президентом РФ проекте. Так, 14.11.2008 г. депутатами Государственной Думы П. В. Крашенинниковым, В. Н. Плигиным, В. С. Груздевым был внесен проект «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)»; 15.05.2009 – Законодательным Собранием Санкт-Петербурга. проект «О примирительной процедуре (медиации)».

     Необходимость альтернативных методов разрешения споров за последний год встала весьма остро, в связи с тем, что количество дел в судах неуклонно растет. Так, в прошлом году судами РФ было рассмотрено более 25 миллионов дел. Такими цифрами не может «похвастаться» ни одно европейское государство. Это ведет к увеличению сроков рассмотрения дел, не всегда качественному, обращению граждан в Европейский Суд по правам человека с требованиями о выплате компенсаций за нарушение сроков судопроизводства. Для решения проблемы необходимы альтернативные, но не менее эффективные способы разрешения споров, которым может стать медиация, известная многим странам.

     3. Как сейчас, до вступления в силу рассматриваемого в Госдуме закона, решаются вопросы с помощью медиаторов? Как это основано на законодательстве?

     В настоящее время во многих регионах Российской Федерации созданы и функционируют различные примирительные и посреднические центры. Правовой основой для использования процедуры посредничества является положение ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, согласно которому «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Указание на право обращения к посреднику с целью урегулирования спора, а также на последствия такого обращения определение в п. 2 ч. 1 ст. 135 и ч. 2 ст. 158 АПК РФ. Так, при подготовке дела к судебному разбирательству судья разъясняет сторонам их право обратиться за содействием к посреднику в целях урегулирования спора и последствия совершения таких действий. Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству обеих сторон в случае их обращения за содействием к суду или посреднику в целях урегулирования спора.

     4. Насколько эффективен институт медиации сейчас? Сколько процентов споров разрешается таким путем?

     В настоящее время, при отсутствии правовых условий для развития медиации, предприниматели, попав в конфликтную ситуацию, более склонны обратиться за помощью к власти, чем к медиатору. Для граждан, не связанных с экономическими спорами, данная процедура вообще не известна и не рассматривается как альтернатива судебной. В связи с этим процент рассмотрения бытовых споров, вытекающих как из гражданских, так и семейных, трудовых отношений с участием медиатора, очень низкий. При вступлении в действие Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» этот процент, я надеюсь, значительно возрастет.


    5. В чем заключается роль медиатора при разрешении споров?

    Медиатор не является арбитром, представителем какой-либо стороны спора или посредником между сторонами, не обладает правом принимать решение по спору. Он лишь способствует урегулированию спора, помогает сторонам спора в ходе дискуссии выявить их истинные интересы  и  потребности,  найти  решение,  удовлетворяющее  всех участников конфликта. В этом заключается основная задача медиатора.

     6. Какие споры могут рассматривать медиаторы?

     Процедура медиации может применяться к любым спорам, рассматриваемым в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах, а именно к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений. Процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также спорам, возникающим из отношений, в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы. Это необходимо для того, чтобы максимально учесть интересы указанных третьих лиц и общества в целом, не допустить ограничения права граждан на защиту.

      7. Какие требования выдвигаются к медиатору? Он же может быть не юристом, а человеком «с улицы»?

     Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

      8. В течение какого срока должен быть рассмотрен спор медиатором

     Сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение шестидесяти дней. В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора, но этот срок не должен превышать сто восемьдесят дней, за исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, не превышающего шестидесяти дней.

      9. На каком этапе стороны могут обратиться к медиатору?

      Момент обращения к медиатору зависит от вида процедуры медиации.  Медиация возможна:
   1) во внесудебном порядке – в случае, когда у спорящих сторон возникают затруднения в урегулировании спора, а обращаться в суд у них намерения нет;
   2) в досудебном порядке – в случаях, предусмотренных законопроектом, или на основании внесенной в договор или в иное юридически обязательное соглашение, заключенное между участниками спора, медиативной оговорки о необходимости урегулирования разногласий путем применения процедуры медиации;
   3) в рамках судебного процесса – в случае, когда стороны имеют право на любой стадии судебного разбирательства прервать процесс и обратиться к процедуре медиации, а на суд возлагается обязанность предложить сторонам использовать процедуру медиации.

      10. Как будет контролироваться деятельность медиаторов? Саморегулируемая организация  будет заниматься этими вопросами?

     Осуществлять контроль над профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и правил саморегулируемой организации медиаторов, условий членства в саморегулируемой организации медиаторов будет саморегулируемая организация медиаторов.

     11. Почему не требуется лицензирование, аккредитация деятельности медиаторов?

      В настоящее время с целью более эффективного  развития рыночных отношений, отказа тотального контроля государства за всеми сферами экономической деятельности страны число лицензируемых видов деятельности сокращается. На смену достаточно строгим, но нередко коррупционным механизмам лицензирования и аккредитации приходят более приспособленные к рыночным механизмы создания саморегулируемых организаций, страхования  и т.д. Необходимо создание таких правовых конструкций, которые позволят стимулировать развитие медиации, но при этом избежать чрезмерного вмешательства государства. На сегодняшний день нет необходимости применять в отношении медиаторов такие жесткие инструменты государственного регулирования их деятельности, как, например, лицензирование или аккредитация. Должен быть задействован механизм саморегулирования. В сфере медиации в этом плане примечателен опыт Германии, где сегодня отсутствуют общие государственные стандарты и правила допуска к осуществлению медиации, которые успешно восполняются на частном уровне, путем установления стандартов и правил саморегулируемыми организациями.

      12. Есть ли какие-то прогнозы по поводу того, сколько дел будут рассматривать медиаторы? Насколько будет востребована эта процедура?

      Пока трудно дать точные прогнозы по поводу количества дел, которые будут рассматривать медиаторы. Однако можно сделать предположение исходя из количества определений о прекращении производства по делу ввиду заключения мировых соглашений и отказа от иска. Так, в арбитражных судах в 2009 г. цифра составила более 17 % от количества рассмотренных дел. При этом нужно учитывать период финансово-экономического кризиса – стороны настроены судиться до последнего, ввиду отсутствия денежных средств для исполнения решения.

     13. Есть ли достаточное количество квалифицированных специалистов, готовых с 1 января 2011 года начать работать в роли медиаторов?

      Уже сейчас в стране есть специализированные центры, которые занимаются подготовкой профессиональных медиаторов. Имеется и опыт разрешения медиаторами конфликтов в сфере предпринимательской деятельности, разрешении трудовых споров. Учитывая, что законодатель при принятии Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» специально предоставил полугодовой срок для вступления закона в силу, есть время для ознакомления с требованиями к медиаторам и подготовки необходимых кадров для успешной реализации процедуры медиации с 1 января 2011 года.

     14. Кто в основном будет работать медиаторами?

      В настоящее время уже идет процесс подготовки профессиональных медиаторов и имеется уже практика урегулирования конфликтов  с участием медиаторов. Главное для медиатора – это определенные личностные качества: устойчивая психика, уравновешенность, умение управлять своими чувствами, умение решать проблемы других людей, толерантность, высокий социальный интеллект. Для профессиональных медиаторов необходимо высшее профессиональное образование и прохождение курса обучения по программе подготовки медиаторов.

      15. Насколько серьезно отношение к медиативному соглашению? И насколько готовы российские компании решать споры мирным путем?

      При обращении к медиатору стороны берут на себя обязанность исполнения того решения, к которому они придут в ходе процедуры медиации. Серьезность намерений при обращении к альтернативным процедурам урегулирования споров должна проявляться и в исполнении медиативного соглашения как результата медиации. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.  Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения. В этом случае медиативное соглашение будет иметь силу судебного акта и подлежит исполнению на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве».

      Медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, будет представлять собой гражданско-правовую сделку, ненадлежащее исполнение которого осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.

      16. Чем можно объяснить такой короткий рекомендуемый срок рассмотрения дела – 60 дней?

      Одна из основных целей медиации – удобное  и быстрое  разрешение споров. Безусловно, данная процедура должна проводиться в более короткие сроки, чем судебная с целью обеспечения стабильности гражданского оборота и в целом частноправовых отношений в стране. В некоторых случаях шестидесятидневный срок может быть увеличен в пределах 180 дней, за исключением проведения процедуры медиации после передачи спора не рассмотрение суда или третейского суда. В этом случае срок проведения процедуры медиации не должен превышать 60 дней.

      17. Насколько принятие этого закона снизит нагрузку на судей? Каким судьям «больше всего повезет», у кого снизится нагрузка?

      Внедрение процедуры медиации должно снизить нагрузку на суды всех уровней, как арбитражные суды, так и суды общей юрисдикции, позволяя судьям сосредоточить внимание на разбирательстве сложных дел, которые требуют высокой юридической квалификации с опыта работы. Процедура медиации не коснется тех споров, которые затрагивают публичные правоотношения, в частности, административные, налоговые, а также споры о забастовках.

      18. В каких случаях стоит применять медиацию? В законопроекте прописано правило конфиденциальности. Поэтому напрашивается мысль, что к этой процедуре будут прибегать компании, не желающие «выносить сор из избы» и наносить ущерб собственной репутации. Насколько это предположение верно?

      Действительно, при проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, когда стороны не договорились об ином.

      Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон.

      В случае, если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей информацию.

      Законом предусмотрены ограничения на разглашение информации не только со стороны медиатора, но также  других лиц, присутствовавших при проведении процедуры медиации, независимо от того, связаны ли судебное разбирательство, третейское разбирательство со спором, который являлся предметом процедуры медиации. Они не вправе ссылаться, если стороны не договорились об ином, в ходе судебного разбирательства или третейского разбирательства на информацию о:
   1) предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно как и готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры;
   2) мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора;
   3) признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры медиации;
   4) готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другой стороны об урегулировании спора.

Обновлено 15.09.2010 11:29
 

Важное

Уважаемые коллеги!

Информируем вас, что аппарат Свердловского РО АЮР приостанавливает свою работу на период с 28.12.2015 по 10.01.2016

Читать дальше...

 
 

Открытый конкурс по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям

   В настоящее время проходит открытый конкурс по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям. Гранты предоставляются на осуществление проектов в области защиты прав и свобод человека и гражданина, включая развитие общественной активности в этой сфере и реализацию проектов в области гражданского образования.

Читать дальше...


 

Проект ФЗ "Об общественном контроле в Российской Федерации"

Уважаемые коллеги!

В соответствии с частью "а" ст. 5 Указа Президента РФ "О национальном плане противодействия коррупции на 2012 и 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" №297 от 13 марта 2012 года подготовлен проект ФЗ "Об общественном контроле в Российской Федерации"

Читать дальше...


 

Арбитражный суд Свердловской области приглашает принять участие в рассмотрение особо сложных дел с участием арбитражных заседателей.

Арбитражным процессуальным колексом Российской Федерации предусмотрена возможность рассмотрения особо сложных дел с участием арбитражных заседателей.

Читать дальше...


 

Мемориалу "Черный тюльпан" нужна помощь

    Свердловское региональное отделение Ассоциации юристов России, Правление Свердловской областной организации имени Героя Советского Союза Исламова Ю.В. Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» обращается ко всем неравнодушным к памяти погибших при выполнении боевых задач в Афганистане и Чеченской республике с просьбой помочь в ремонте и реконструкции мемориала «Черный тюльпан».

    Читать дальше

   

   

   

Читать дальше...


 

Организация личного приема граждан членами Свердловского регионального отделения Ассоциации юристов России в приемных Президента Российской Федерации.

     Свердловское региональное отделение Ассоциации юристов России рассматривает вопрос об организации совместной работы с приемными Президента Российской Федерации по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам.

      Юристов, готовых принять участие в правовом консультировании граждан, организованном на базе приемных Президента Российской Федерации, просим направить заявки в аппарат Отделения.

Читать дальше...


 

ОПЛАТА ЧЛЕНСКИХ ВЗНОСОВ

 

Порядок оплаты членских взносов Читать дальше...

 
Баннер

Правовая помощь

Баннер

Ответы на вопросы

Баннер