Сегодня: 13.12.2016

Меню

Баннер
Официальные правовые ресурсы сети Интернет
Баннер
Официальный сайт Правительства Российской Федерации
Баннер
Баннер

Электронная газета

Свердловского РО АЮР, Совета судей Свердловской области, Свердловской областной гильдии адвокатов
Экономико-правовой журнал
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
По итогам "горячего телефона" в "Уральском рабочем" PDF Печать E-mail
19.11.2010 05:45

Как отстоять свои права на бесплатную и безопасную медицину

                                             Конфликты между «людьми в белых халатах» и их пациентами вспыхивают часто, но доказать врачебную ошибку или некомпетентность медиков крайне сложно. А потому далеко не все, кто пострадал от рук эскулапов, отваживаются затевать тяжбу, пытаются добиться возмещения вреда здоровью.

     Какие права есть у пациентов и как правильно за них бороться? Что делать, если вас плохо лечат или не выписывают нужное лекарство? На эти и другие острые вопросы по телефону «горячей линии» 18 ноября 2010 года отвечали член Свердловского регионального отделения Ассоциации юристов России  Елена Пестова и председатель Ассоциации региональных медицинских страховщиков «Территория»  и Максим Стародубцев.

      Мероприятие проводилось в преддверии II Международного форума "Юридическая неделя на Урале".

Читайте итоги "горячей линии":

- Добрый день, хочу пожаловаться вам на врача. В нашей поликлинике долгое время не было окулиста, потом он появился, и я пошел на комиссию, чтобы получить водительские права. И этот доктор так мне голову заморочил и в конце концов заявил, что меня надо лишить права управлять автомобилем. Я отправился в другую поликлинику и с ходу прошел медосмотр. Как все это называется, по-вашему?

М. С.:— Если вы хотите пожаловаться на врача, который провел осмотр некомпетентно, вам нужно обратиться с письменным заявлением в страховую компанию, которая выдала вам полис обязательного медицинского страхования. В их обязанность входит защищать права пациентов и контролировать работу медицинских учреждений.

ооо

Врач в поликлинике дал мне направление на консультацию в специализированную клинику. Однако там, чтобы попасть на прием к специалисту, нужно ждать два месяца. Но я не могу так долго ждать, ведь болезнь прогрессирует. Что мне делать?

М.С.: — Вам необходимо обратиться в страховую медицинскую компанию с жалобой. Укажите в ней, что нарушаются ваши права на срочность и своевременность оказания медицинской помощи. Вам просто обязаны помочь.

ооо

— Я являюсь инвалидом второй группы, наблюдаюсь у психиатра. И постоянно сталкиваюсь вот с какой проблемой. Из-за болезни мне приходится принимать препараты, которые оказывают побочные действия — страдают печень, желудок. Периодически я нуждаюсь в терапевтическом лечении, однако стоит вызвать «скорую» или обратиться в поликлинику, как меня отправляют в психиатрическую лечебницу.

М.С.: — Проблема в том, что психиатрия не входит в компетенцию страховой медицины, поэтому если вы считаете, что вас направляют на лечение без достаточных к тому оснований, надо жаловаться в областной Минздрав. Если же вы нуждаетесь в терапевтическом лечении, но вам его не предоставляют, вы можете пожаловаться в свою страховую компанию.

ооо

— Посоветуйте, пожалуйста, как мне поступить. У меня целый букет болезней, по закону мне положены бесплатные лекарства, и я не отказываюсь от соцпакета, потому что медицинские препараты, которые мне назначают, очень дорогие. Но проблема в том, что в аптеке часто отсутствуют выписанные лекарства.

Е.П.: — Если аптека не обеспечивает вас препаратами, которые назначил в установленном порядке врач, вы можете обратиться с жалобой в страховую компанию, которая выдала вам полис обязательного медицинского страхования. Поверьте, у них есть механизмы воздействия на фармацевтов. У нас имеются прецедентные судебные решения по искам больных, которых аптеки не обеспечивают необходимыми медицинскими препаратами в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения.

ооо

— Я слушал по радио передачу, в которой доктор рассказывал о лечении глазных болезней и сообщал телефон, по которому надо звонить. У меня катаракта, эта проблема меня волнует. Я позвонил, мне ответила Ирина Викторовна, она объяснила, что в течение пяти лет можно не делать операцию по удалению катаракты, если я куплю у нее капсулы и буду их принимать. Купил лекарство, но оно не помогло, только хуже со зрением стало.

М.С.: — К сожалению, мошенников, которые паразитируют на проблемах больных людей, много. Запомните на будущее: нельзя покупать препараты, не посоветовавшись с лечащим врачом, да к тому же не в аптеке. В лучшем случае вы только зря выбросите деньги, в худшем — навредите своему здоровью, запустите болезнь. Если вы хотите наказать мошенников и попытаться вернуть потраченные деньги, вам нужно обратиться с заявлением в милицию или в свою страховую медицинскую компанию — ту, что выдала вам полис. Подробно изложите в заявлении, когда и откуда вы узнали про препарат, укажите телефон, по которому звонили, приложите упаковку от препарата.

ооо

— У меня два года назад произошла трагедия. Муж обратился в больницу, ему поставили диагноз остеохондроз, а вечером того же дня он умер от инфаркта. Я обратилась в суд. Суд вынес решение взыскать с клиники 150 тысяч рублей, но ответчик это решение обжаловал, и скоро предстоит новое разбирательство.

М.С.: — Вы обращались за помощью в страховую компанию?

— Да. Там нам дали заключение, и в суде представитель страховой компании выступал третьим лицом. Но практически она, этот представитель, мало что сделала, на последнее заседание и вовсе не явилась, мне самой пришлось отстаивать свои права. Я хотела бы узнать, можно ли в вашей ассоциации проконсультироваться и сколько это будет стоить?

М.С.: — Консультации даются бесплатно, поскольку мы действуем в рамках обязательного медицинского страхования. Запишите, пожалуйста, телефон. Нужно будет позвонить, договориться о встрече, показать документы, которые у вас имеются. Конечно, сумма возмещения вреда, которую вы назвали, невелика и, возможно, страховщики сработали непрофессионально.

ооо

— У сына выпала пломба из зуба. Ему только-только исполнилось 18 лет, и в детской поликлинике уже не принимают, а во взрослой — лечение платное. Но ведь кариес должны лечить бесплатно…

Е.П.: — Вам нужно подать письменную жалобу в страховую компанию. Укажите в своем заявлении, что вас заставляют оплатить услуги, которые должны предоставляться бесплатно. Причем важно иметь в виду, что по качеству бесплатные стоматологические услуги не должны быть хуже платных, просто расходные материалы, пломбы используются разные.

— Беда в том, что теория расходится с практикой. Я и сама, когда лечила зубы, за все платила… А взять моих родителей. Они живут в сельской местности, там действует общеврачебная практика. В областной больнице назначили лечение — капельницы, и за то, чтобы их ставить, в сельском пункте требуют деньги.

Е.П.: — Все, о чем вы рассказываете, является грубейшим нарушением. И если вы не будете жаловаться, отстаивать свои права, с вас и ваших родителей будут брать деньги. Обратитесь в страховую компанию, там разберутся с вашей жалобой.

— Мы пожалуемся, а как потом родителям идти к врачам? С ними вообще не захотят разговаривать, откажутся помогать.

Е.П.: — Исправить ситуацию в здравоохранении можно только общими усилиями. Если пациенты молчат — значит, создается впечатление, что их все устраивает. Как показывает наша практика, к пациентам, знающим свои права и умеющим их отстаивать, в медицинских учреждениях относятся гораздо внимательнее, чем к «терпеливым молчунам».

ооо

— В нашей поликлинике, чтобы попасть на прием к специалисту, нужно встать рано утром, занять очередь. Люди приходят в шесть утра, стоят на улице, на ветру и холоде перед запертыми дверями здания. Неужели нельзя как-то решить этот вопрос?

М.С.: — Напишите коллективную жалобу главному врачу больницы, а копию направьте в свою страховую компанию. Пока пациенты будут мириться с подобными порядками, молча стоять в очереди, вместо того, чтобы отстаивать свои права, ситуация не изменится. Поймите, пока нет письменного заявления, у контролирующих и надзорных органов нет повода вмешаться, начать проверку.

ооо

— Я — федеральный льготник. Врач выписала мне рецепт на бесплатное лекарство, но его в аптеке не было, и мне предложили купить аналог. Я приняла таблетку, и мне стало плохо, голова сильно закружилась. Пить этот препарат и дальше я побоялась, но я ведь заплатила 316 рублей. Что теперь делать?

Е.П.: — Вы напрасно покупали лекарство, если имеете право на бесплатное лекарственное обеспечение. Боюсь, что вам не удастся вернуть деньги, которые вы потратили на таблетки. В следующий раз будьте осмотрительнее. Если в аптеке говорят, что у них нет нужного вам лекарства, обращайтесь в свою страховую компанию с жалобой на аптечных работников.

Резюме

    После того как по «горячему телефону» позвонил последний человек, задал свой вопрос и получил ответ, мы решили проанализировать состоявшийся заочный диалог. Общее впечатление осталось гнетущее: люди, сталкиваясь с различными беспорядками в медицине, чаще всего опускают руки и не пользуются своим правом жаловаться либо жалуются бестолково.

— Пациентам нужно четко уяснить, — подчеркивает Максим Стародубцев, — что без письменной жалобы никто заниматься проверками не будет. Поэтому если вам отказали в приеме, если вас плохо лечили, вы должны обжаловать эти действия в страховую компанию, которая выдала вам полис. Причем жалоба должна быть письменной, а не устной. Письменную жалобу страховщики обязаны проверить, на нее они должны дать ответ, а устная жалоба, как говорится, в одно ухо влетела, в другое вылетела.

— Но строчить жалобы — это очень долгий путь. Пока она дойдет, пока с ней разберутся, пока пришлют ответ… А мне лечение необходимо сегодня. Есть ли более оперативный способ воздействовать на медиков? Допустим, меня не записывают на прием к врачу…

— В каждой страховой медицинской компании, — объясняет Елена Пестова, — есть служба по защите прав застрахованных лиц: специалисты дежурят у телефона, они обязаны принять любую претензию, могут тут же связаться с администрацией медицинского учреждения и решить вопрос.

Максим Стародубцев во время нашей беседы особенно упирал на то, что жалобы граждан помогают выявить слабые места в медицинском обслуживании. И привел такой пример:

— Один из жителей области пожаловался на то, что очень долго тянется очередь на операцию в институте травматологии. Мы сделали запрос, и выяснилось, что в других регионах гораздо больше квот выделяется, чем в нашем. Мы собираемся настаивать на увеличении финансирования программы по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.

— Недавно на сайте Минздрава РФ опубликованы сведения о количестве квот по оказанию высокотехнологичной помощи, — добавляет Елена Пестова. — Их очень мало. А ведь объем этой помощи федеральное ведомство формирует на основании заявки, которую подает областное министерство здравоохранения, сами медицинские учреждения, оказывающие специализированную помощь. На наш взгляд, региональным Минздравом при формировании заявок не учитываются реальные потребности населения в высокотехнологичной помощи, что приводит затем к ущемлению прав граждан.

— К сожалению, зависимость тут прямая: чем хуже бесплатная медицинская помощь и чем ее меньше, тем больше людей будут лечиться платно, — резюмирует Максим Стародубцев.

 Автор текста: Татьяна БУРОВА

Автор фото: Татьяна Андреева

Публикации в газете "Уральский рабочий" от 23 ноября 2010 г.

Электронная версия: http://ur-ra.ru/sc/pub_ur.php?pub_select=10233 

Обновлено 05.12.2010 10:14
 

Важное

Уважаемые коллеги!

Информируем вас, что аппарат Свердловского РО АЮР приостанавливает свою работу на период с 28.12.2015 по 10.01.2016

Читать дальше...

 
 

Открытый конкурс по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям

   В настоящее время проходит открытый конкурс по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям. Гранты предоставляются на осуществление проектов в области защиты прав и свобод человека и гражданина, включая развитие общественной активности в этой сфере и реализацию проектов в области гражданского образования.

Читать дальше...


 

Проект ФЗ "Об общественном контроле в Российской Федерации"

Уважаемые коллеги!

В соответствии с частью "а" ст. 5 Указа Президента РФ "О национальном плане противодействия коррупции на 2012 и 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" №297 от 13 марта 2012 года подготовлен проект ФЗ "Об общественном контроле в Российской Федерации"

Читать дальше...


 

Арбитражный суд Свердловской области приглашает принять участие в рассмотрение особо сложных дел с участием арбитражных заседателей.

Арбитражным процессуальным колексом Российской Федерации предусмотрена возможность рассмотрения особо сложных дел с участием арбитражных заседателей.

Читать дальше...


 

Мемориалу "Черный тюльпан" нужна помощь

    Свердловское региональное отделение Ассоциации юристов России, Правление Свердловской областной организации имени Героя Советского Союза Исламова Ю.В. Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» обращается ко всем неравнодушным к памяти погибших при выполнении боевых задач в Афганистане и Чеченской республике с просьбой помочь в ремонте и реконструкции мемориала «Черный тюльпан».

    Читать дальше

   

   

   

Читать дальше...


 

Организация личного приема граждан членами Свердловского регионального отделения Ассоциации юристов России в приемных Президента Российской Федерации.

     Свердловское региональное отделение Ассоциации юристов России рассматривает вопрос об организации совместной работы с приемными Президента Российской Федерации по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам.

      Юристов, готовых принять участие в правовом консультировании граждан, организованном на базе приемных Президента Российской Федерации, просим направить заявки в аппарат Отделения.

Читать дальше...


 

ОПЛАТА ЧЛЕНСКИХ ВЗНОСОВ

 

Порядок оплаты членских взносов Читать дальше...

 
Баннер

Правовая помощь

Баннер

Ответы на вопросы

Баннер